Корзина
1 отзыв
+7 727 3172277
Контакты
Видеостудия «SADU PRODUCTION»
Наличие документов
Знак Наличие документов означает, что компания загрузила свидетельство о государственной регистрации для подтверждения своего юридического статуса компании или индивидуального предпринимателя.
+7727317-22-77
+7777290-42-86
Андрей Буслаев
КазахстанАлматыул. Жибек-Жолы 50, уг. ул. Зенкова, БЦ "Квартал", 2-й этаж, e-mail: sadupro@mail.ru050002
Карта

Как задать настроение в кадре при помощи силуэтов

Как задать настроение в кадре при помощи силуэтов

Портал Premium Beat привел примеры использования силуэтов в работах режиссеров Альфреда Хичкока и Стивена Спилберга, а также оператора Роджера Дикинса и рассказал, для чего может быть полезен этот прием.

Силуэты были важной частью кинематографа, однако истории, рассказанные при помощи теней, вовсе не являются чем-то уникальным. Достаточно вспомнить китайскую династию Хан: в ее истории можно обнаружить примеры раннего использования кукол для теней. Это древняя форма повествования, которая захватывала зрителей на протяжении столетий.

Многие режиссеры и операторы создавали знаменитые сцены при помощи силуэтов. Вот несколько примеров, как силуэты могут создавать напряжение, чувство изолированности или показывать романтический видение мира.

Напряженные силуэты Альфреда Хичкока

Пожалуй, наиболее известные примеры использования силуэтов можно найти в фильмах-нуар 40-х и 50-х годов. Этот термин буквально переводится как темный или черный фильм. Голливудский нуар появился под сильным влиянием немецкого экспрессионизма 1910-1930-х годов. Немое кино Германии того времени опережало Голливуд на несколько десятков лет. Студия Babelsberg, расположенная в пригороде Берлина — одна из самых старых в мире. Она начала производство фильмов в 1912 году и выпустила бесчисленное количество проектов, включая «Метрополис» Фрица Ланга. В 1924 году Babelsberg в сотрудничестве с английской студией Gainsborough Pictures выпустила фильм «Принцесса и скрипач», ставший ее первым зарубежным проектом. Для работы над фильмом она пригласили помощника режиссера и художника-постановщика Альфреда Хичкока.

«Немецкое искусство сильно на меня повлияло, пока я работал в Берлине» —Альфред Хичкок

Немецкий экспрессионизм стал важной частью художественного почерка Хичкока, который можно проследить во многих его фильмах. Частое использование силуэтов помогло ему получить титул «Мастер саспенса». Он часто использовал эту технику, чтобы обратить внимание зрителей на угрозу. В фильме 1941 года «Подозрение» Хичкок показал силуэт актера Кэри Гранта, который нес стакан молока.

Оператор-постановщик Хэрри Стредлинг ст. помог Хичкоку создать этот пугающий образ, который заставляет зрителей думать, отравлено ли молоко. Без силуэта сцена не была бы такой напряженной.

Этот кадр — отсылка к фильму 1922 года «Носферату, симфония ужаса», в котором мы видели вампира графа Орлока, крадущегося по лестнице.

Нельзя говорить об использовании Хичкоком силуэтов, не упомянув знаменитую сцену в душе из «Психо». Весь этот эпизод скрывает фигуру убийцы, не показывая его личность зрителю.

Раскадровки к сцене делал Сол Басс, у которого была задача передать комментарий сценариста Джозефа Стефано, согласно которому сцена должна была «создать ощущение, что нож разрывает сам экран, проходя сквозь пленку».

Одинокие силуэты Роджера Дикинса

Кадр из фильма «Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса»

Оператор Родер Дикинс мог бы провести целый мастер-класс, полностью посвященный своему подходу к использованию силуэтов. Во многих его фильмах силуэты появляются хотя бы раз. Дикинс признает, что полагается на свои инстинкты, принимая решение, когда их использовать: «Большая их часть интуитивна, так что я не могу обозначить точную причину использования силуэтов. Естественно, это диктует сцена и сценарий, но силуэт может пригодиться как в романтических эпизодах, так и в более напряженных и страшных».

Кадр из фильма «Координаты “Скайфолл”»

Решение зависит от обстоятельств. В большинстве случаев, важным критерием является изоляция: «Силуэт может означать изоляцию и одиночество, а может — опасность. Контекст здесь играет ключевую роль».

Это вовсе не означает, что персонаж должен быть один. Ощущения одиночества можно достичь при помощи определенного кадрирования. В этом кадре из фильма «Морпехи» видны несколько солдат, но только один из них выделяется.

Дикинс добился схожего эффекта в «Убийце», но на этот раз зрители почувствовали изоляцию во время проходки Эмили Блант. Она играет агента, ввязавшегося в операцию против наркокартели, при этом участники операции этому совсем не рады.

Романтичные силуэты Стивена Спилберга

По словам Дикинса, силуэты также могут быть полезны, когда нужно добавить кадру романтичности. Это касается не только любовных отношений, но также и идеализации некоторых образов.

Стивен Спилберг использовал силуэты в самых разных ситуациях. Он пугал ими в «Челюстях».

Он использовал их, чтобы поднять зрителей на фантастическую высоту в «Инопланетянине». Этот кадр сразу же стал знаковым и украсил логотип компании режиссера Amblin Entertainment.
 

Он заставлял зрителей почувствовать жар пустыни в фильме «Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега».

Ему даже удалось провести зрителя в зону боевых действий, подчеркивая, насколько невозможным было задание найти неизвестного человека среди бесконечных армий.

Изучение работ Спилберга показывает, насколько каким мощным инструментом повествования является силуэт. Многие из них стали знаковыми в кино, доказав, что силуэт может не только передать настроение, но и охарактеризовать весь фильм.

cinemotionlab.com

Предыдущие статьи